Ветхозаветные евреи: Наказания человеческие и Божии
1 января 1970
КАТАСОНОВ Валентин
Правило же ясно, как дважды два — четыре, и гласит: народ, которому война приносит рабство, заслужил его своей недостойной жизнью в мирное время.
Святитель Николай Сербский. Война и Библия
О наказаниях и способах наказаний за нарушение законов в древнем Израиле
Наказания были различными по охвату: и индивидуальными или «точечными» (конкретные нарушители), и групповыми (например, отдельные семейства и потомки нарушителей), и общенациональными (весь народ Израиля).
Во втором и третьем случае возникала ситуация, которая в праве называется «солидарной ответственностью».
Вероятно, в этом был большой смысл: гражданин древнего Израиля (тем более его правитель) должен заботиться не только о собственном благочестии, но также о том, чтобы заповеди Декалога выполняли и все окружающие (в случае правителя — все подданные).
Впрочем, были и обратные случаи: народ был недоволен правителем, забывшим благочестие. Поэтому были попытки (иногда удачные, иногда неудачные) поставить во главе Израильского народа благочестивого правителя.
Что касается видов наказаний, то они были очень разными. Чаще всего — смертная казнь.
Нарушителей многих заповедей (в Библии упоминается 18 видов преступлений) приговаривали к побитию камнями. Одной из наиболее «гуманных» форм такого вида казни было сбрасывание человека со скалы. А затем, согласно ритуальным процедурам, на тело разбившегося человека сверху клали камень. Другие формы казни: сожжение, удушение, казнь мечом.
Практиковались также «мягкие» формы казни: некоторых преступников, которых не удавалось осудить из-за нехватки доказательств или тяжести наказания, приговаривали к заключению в неблагоприятные условия (холод, недостаток питания и воды и т. п.), которые приводили к быстрой смерти.
Из других стран древний Израиль заимствовал новые «технологии» казни. Из древнего Рима к ним пришло распятие как способ наиболее мучительной казни. Впрочем, распятие было изобретено не в Римской империи, оно практиковалось до этого в Вавилонии, Греции, Палестине, Карфагене. Что касается Израиля и Иудеи, то особенно активно распятие практиковалось во времена Маккавеев. Так, известный еврейский историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» сообщает, что Александр Яннай[1] казнил распятием 800 фарисеев.
Были и другие формы наказания: тюремное заключение, штрафы, конфискация имущества, принудительные работы (фактически — обращение в рабство) и т. п. Решения выносились судом (Бет-дин).
Библия повествует, что после исхода из Египта «сел Моисей судить народ» (Исх. 18:13). Однако по истечении некоторого времени он передал свои судебные функции лицам, которых он поставил «начальниками народа» (Исх. 18:25; Втор. 1:15), оставив за собой решение только наиболее сложных, важных дел (Исх. 18:22 и 26; Втор. 1:17).
Еврейская электронная энциклопедия сообщает следующие интересные сведения о судах древнего Израиля:
Очевидно, после того как евреи обосновались в Эрец-Исраэль, судьи были назначены для каждого колена и для каждого города. Послебиблейские раввинистические авторитеты считали обязательным учредить судебные органы и в каждой общине диаспоры. Минимальное для небольших селений число судей — трое (Санх. 36). В более крупных поселениях должен был заседать суд из 23 судей, так называемый Малый Синедрион (Санх. 1:6). Высшим судебным органом являлся Великий Синедрион в составе 71 судьи. Он заседал в специальном помещении в Иерусалимском храме (Санх. 11:2). Число судей всегда должно было быть нечетным, с тем, чтобы при расхождении во мнениях решения принимались большинством[2].
О приговорах, выносимых Верховным Судьей.
Но наш разговор сейчас не о тех приговорах, которые выносились судами древнего Израиля. Главным Судьей еврейского народа был Тот, Кто был Высшим Законодателем. Тот, Кто дал еврейскому народу десять заповедей (Декалог). Вот об этом Суде и о Его приговорах еврейскому народу пишет святитель Николай Сербский.
Приговоры, выносимые Верховным Судьей, самые разные: голод, болезни, смерть, лишение имущества, плен и рабство. Способы приведения в исполнение приговоров Верховного Судьи также самые разнообразные: эпидемии, засухи, землетрясения, извержения вулканов, иные природные катаклизмы, экономические кризисы, революции и гражданские войны, военные интервенции и межгосударственные войны.
Тема Высшего Закона, Верховного Судьи и его приговоров жестоковыйным евреям — половина всего того творческого наследия, которое оставил нам святитель. Поэтому остановлюсь только на одной работе Николая Сербского и на одном сюжете из этой работы. Работа называется «Война и Библия», и сюжет относится к тому периоду истории ветхозаветных евреев, который называется «Эпоха судей».
О наказаниях еврейского народа в Эпоху Судей
В ней говорится о таких наказаниях, как плен и рабство. Вот что мы читаем в разделе книги, который называется «Заслуженное рабство. Книга судей»[3]:
Давно наступила ночь, и звёзды рассыпались по небесному своду. Восхищённый сиянием их, тихо пламеневших над нашими головами, один учёный сказал: — О, если бы такой порядок был в жизни людей и народов, какой царит среди звёзд! — А разве нет его? — спросил балканец. — Но, господа, в жизни людей и народов царит своего рода совершенный порядок. То есть не тот внешний, механический порядок, видимый нами среди звёзд, а порядок внутренний, более совершенный. Люди — живые духи; своими телесными, физическими действиями и переживаниями выражают они то, что происходило и происходит внутри них. Оттуда и наружное, физическое рабство народа есть только символ ему предшествовавшего духовного рабства. В библейском освещении это правило имеет редкие исключения. Они касаются испытания силы веры и характера личности (Иосиф, проданный раб) или народа (евреи в Египте). Такие исключения имеются в домостроительном плане Божьем ради большего прославления отдельных людей (апостолы и мученики Христовы) или соборности (Церковь Божия). Но оставим пока славные исключения и вернёмся к правилу. Правило же ясно, как дважды два — четыре, и гласит: народ, которому война приносит рабство, заслужил его своей недостойной жизнью в мирное время.
И далее святитель Николай Сербский подробно описывает историю еврейского народа в эпоху Судей. Это период истории длиною в четыре века (1445 год до Р. Х. — 1045 год до Р. Х.) охватывает время от смерти Иисуса Навина до разрушения скинии завета в Силоме[4]. Символическими авторитетами израильтян в это время были судьи (шофтим), к которым приходили «на суд» (Суд. 4:5)[5].
Судьи являлись активными носителями израильского самосознания и посему ожесточенно сопротивлялись тенденциям ассимиляции израильтян в среде местного населения. Судьи предводительствовали израильским ополчением и призывали к уничтожению святилищ местных народов (капищ Ваала и Астарты). Судьей мог быть и пророк (Самуил), и главарь банды разбойников (Иеффай), и женщина (Девора). Власть судей была основана либо на высоком моральном авторитете, либо на военной силе, поскольку и то, и другое позволяло исполнить вынесенные ими судебные решения, особенно в случае судебных споров между представителями разных колен.
После завершения эпохи судей Израиль вступил в следующий этап своей истории: эпоху царей. Символической фигурой, ознаменовавшей переход Израиля из одной эпохи в другую, стал пророк Самуил — один из самых известных еврейских пророков. Был пятнадцатый и последний судия Израильский, живший за 1146 лет до Рождества Христова. Он дал начало Эпохе Царей, помазав на царство сначала Саула, а когда тот не оправдал его ожиданий — юного Давида[6].
Цикл истории: пленение — покаяние — освобождение
Как отмечает святитель Николай Сербский, история Эпохи Судей имела ярко выраженный циклический характер. Каждый цикл состоял из трёх последовательных фаз: 1) отступление от закона; 2) наказание (в виде пленения и рабства); 3) покаяние, возвращение к жизни по закону (Декалогу), освобождение от плена и рабства. Всего таких циклов в эпоху Судей, как отмечает святитель, было шесть или семь:
После смерти богобоязненного вождя-победителя, Иисуса Навина, народ израильский, — в одну только эпоху Судей — шесть или семь раз впадал в рабство. Первый раз был он в рабстве у месопотамского царя Хушан-Ришафаима, и рабство это длилось 8 лет. Второй раз сыны Израиля были в рабстве у моавитского царя Еглона. Рабство это длилось 18 лет. Третий раз они были на короткое время порабощены ханаанским царём Иавином. Четвёртый раз на 7 лет поработили их мадианитяне. Пятый раз филистимляне поработили их на 18 лет. Шестой раз они были опять под филистимлянами целых 40 лет. Кроме того, упоминаются ещё некоторые периоды безвластия и частичного порабощения, когда у израильского народа не было достойных судей.
В течение эпохи Судей евреи были в плену, согласно книгам Священного Писания, в общей сложности 111 лет. То есть, получается, более четверти всего времени эпохи Судей. Вот как распределялось время пленения и рабства (в скобках привожу ссылки на Священное Писание):
Израиль притесняем Хусарсафемом, царем Месопотамским (разбит Гофониилом, затем 40 лет мира) — 8 лет (Суд. 3:8, 3:11).
Израиль притесняем Еглоном, царем Моавитским (разбит Аодом, мир на 80 лет) — 18 лет (Суд 3:14, 3:30).
Израиль притесняем Иавином, царем Ханаанским (побеждён Деворой и Вараком, мир на 40 лет) — 20 лет (Суд. 4:3, 5:31).
Израиль притесняем Мадианитянами (освободитель — Гедеон) — 7 лет (Суд. 6:1, 8:28, 9:22, 10:2–3).
Израиль в притеснении у Филистимлян и Аммонитян (разбиты Иеффайем) — 18 лет (Суд. 10:8, 12:7, 12:9, 12:11, 12:14).
Израиль в порабощении у Филистимлян (воевал с ними Саул, а победил Давид) — 40 лет (Суд. 13:1, 15:20, 1Цар.4:18, 6:1).
[1] Александр Яннай (125–76 до Р.Х.) — иудейский царь из династии Хасмонеев. Сын Иоанна Гиркана. Взошёл на престол в 103 г. до Р. Х. В период его правления Иудея установила гегемонию над всей территорией древних Израильских земель. Во внутренней политике Александр опирался на саддукеев, чем вызвал недовольство и восстание фарисеев. Оно было жестоко подавлено с помощью иностранных наёмников.
[2] Статья «Бет-дин». В приведенном отрывке из статьи Еврейской энциклопедии даются ссылки на Санхедрин. В иудаизме это один из 10 трактатов четвёртого раздела Мишны, которая является частью Талмуда. Санхедрин посвящён детальному описанию средств и «инструментов», связанных с отправлением Синедрионом (верховный суд в иудаизме) правосудия, связанных с уголовными делами и наказаниями
[3] Напомню, что книга «Война и Библия» построена преимущественно в виде диалогов между участниками морского путешествия на судне «Бостон» в 1927 году. Судно двигалось вдоль восточного побережья США из Нью-Йорка в Бостон. Обсуждения, описанные в книге, — реальные. При этом некоторые участники выступают под псевдонимами. Под псевдонимом «балканец» выступает сам Николай Сербский.
[4] Силом — древнееврейский город, в котором в эпоху Судей, во второй половине II тысячелетия до Р. Х. располагалась Скиния Завета (Нав. 18:1) и совершались праздники всего израильского народа (Песах).
[5] Вот имена тех вождей, к которым прилагается название судей (шофетим): Гофониил, Аод, Самегар, Девора-пророчица, Гедеон, Фола, Иаир, Иеффай, Есевон, Елон, Авдон, Самсон, Илий и Самуил (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона // Статья «Израильские судьи»).
[6] Самуил считается автором книг, известных под названиями «Книга Судей», «Книга Царей», а также «Книга Руфь», который вошли в состав Ветхого Завета.
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)