Протесты в Армении демонстрируют слабость власти
21 июля 2016
Захват полицейского участка вряд ли станет началом переворота в Армении, зато он ярко продемонстрировал всем, сколь низок уровень поддержки правящей элиты в народе. Пока президент Саргсян отмалчивается, люди с камнями в руках защищают захватчиков от полиции. Нет, они не симпатизируют экстремистам, но утрата доверия к власти делает свое дело.
Ситуация с захватом полицейского участка в Ереване далека от развязки, хотя освобождена основная часть заложников, с выходных удерживаемых захватчиками в здании полицейского участка на улице Хоренаци. «В рамках осуществляемой с раннего утра 17 июля и по сей день антитеррористической операции в связи с вооруженным нападением и захватом территории полка патрульно-постовой службы полиции Армении и удержанием там заложников освобождено 5 человек», — сообщается на сайте Службы нацбезопасности Армении в среду.
Напомним, что в воскресенье 26 вооруженных членов организации «Сасна црер» (Неистовые из Сасуна), среди которых ветераны войны в Карабахе, захватили здание отделения полиции в районе Эребуни на окраине Еревана. Главное требование вооруженной группы — освободить арестованного лидера оппозиционного Фронта общественного спасения «Новая Армения» Жирайра Сефиляна, который обвиняется в незаконном приобретении и хранении оружия. Мятежники объявили «о намерении изменить обстановку в Армении» посредством «вооруженного восстания». В заложниках у них было восемь человек, среди них заместитель начальника полиции Армении генерал-майор Вардан Егиазарян. Позже выяснилось, что один из заложников, полковник Артур Ваноян, погиб.
Обстановка вокруг полицейского участка напоминает локальную войну — к зданию стянута военная техника, водометы, периодически происходят столкновения горожан с полицией. Но правоохранители не видят необходимости в штурме, сами захватчики сдаваться тоже пока не собираются. Штурму мешают и простые жители, которые фактически отгородили здание участка от правоохранителей. В противостоянии между простыми людьми и полицией уже пострадали шесть блюстителей порядка. Президент страны Серж Саргсян воздерживается от комментариев по этому поводу.
Сочувствующие захватчикам продолжают прибывать на улицу Хоренаци, заблокированную полицией, сообщает Arminfo. Люди несут с собой пустые ящики — вероятно, для сооружения баррикад. Они пытаются передать в здание продукты питания для мятежников и их заложников. Что же стоит за захватом полицейского участка, кем являются находящиеся там мятежники, каковы будут последствия штурма?
Неизвестные мятежники
Радикальная организация «Новая Армения», лидером которой является Жирайр Сефилян, была создана в 2015 году. Она состоит из нескольких небольших радикальных оппозиционных партий. Члены этой организации не скрывают, что хотят силой свергнуть нынешние власти Армении. Организация выступает против действующих властей страны, а также против изменения конституционного строя Армении с президентского на парламентский.
Несмотря на общую шумиху вокруг захвата полицейского участка, поддержка среди населения данной организации незначительна, хотя сам Жирайр Сефилян — фигура довольно заметная. Он известный армянский военный, подполковник, кавалер ордена «Боевой крест I степени». Сефилян родом из Ливана. Первый боевой опыт получил во время гражданской войны в Ливане, которая длилась более 15 лет. Он участвовал в обороне армянского квартала Бейрута.
В 2006 году Сефилян был арестован и отправлен в тюрьму на полтора года за незаконное хранение оружия. В Ливане он вступил в партию «Дашнакцутюн». В годы Карабахской войны он командовал особым батальоном «Шуша». Его отряд внес большой вклад в успех операции по установлению контроля над Шуши и действовал на протяжении всей войны. Сефилян является одним из руководителей радикальной оппозиции, он неоднократно призывал к силовому свержению власти. В апреле 2015 года Жирайр Сефилян вместе с четырьмя другими лидерами «Учредительного собрания» был арестован по подозрению в подготовке массовых беспорядков.
Практически все захватчики полицейского участка — ветераны Карабахской войны. После окончания боевых действий многие из них не смогли встроиться в новые условия капитализма в Армении, многие остались просто-напросто без работы. Одним из лидеров захватчиков является кавалер ордена «Боевой Крест» 2-й степени, ветеран Карабахской войны, майор (в запасе) Павел Манукян.
Несмотря на то, что Манукян — известный герой войны в Армении, после окончания боевых действий о нем было мало слышно. В последнее время он высказывался резко против действующей власти, обвиняя ее в коррупции и несостоятельности. Про остальных участников захвата известно не много, лишь то, что все они были членами радикальной организации «Учредительное собрание» или «Новая Армения». Один из них, Арег Кюрегян, выложил в Facebook видео с места событий. Организации, где состоят захватчики, созданы недавно и малоизвестны. Многие армянские СМИ просто называют боевиков сторонниками Сефиляна.
«Власть ответственна за то, что случилось на Хоренаци»
Кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов пишет у себя в Facebook, что, говоря о ситуации в Армении, нужно в первую очередь «определиться с понятиями и отделить суть политического явления от морально-эмоциональных оценок». «Власти могут быть сколь угодно отвратными, бездарными и глупыми, но оправдывать борьбу с ними политически мотивированным насилием нельзя, ибо таковое насилие является терроризмом, чем бы оно ни прикрывалось, — пишет Маркедонов. — У нас как-то со времен 9/11 привыкли, что терроризм — это просто обозначение всего дурного и плохого, использование слова превратилось в пошлый мем, подверглось инфляции. Между тем это использование политически мотивированного насилия для борьбы с властью и за власть. И те, кто его используют, могут быть и интеллектуалами, и умницами-красавицами, и прочитать тысячи книжек, и даже обладать личной храбростью. Но от этого их методы не станут методами имени Махатмы Ганди, увы», — поясняет он.
«В армянском же контексте сегодня обратил бы особое внимание на то, что разрушение монополии на насилие государства (даже если оно бездарно и провально, а тому признаков — тьма) — путь к гражданскому противостоянию. И никак иначе», — считает он.
Также Маркедонов пишет, что «власть ответственна за то, что случилось в 2015 году на Баграмяна (уличные протесты против повышения цен на электроэнергию — прим. ВЗГЛЯД), а сегодня — на Хоренаци. Но она делит эту ответственность с радикалами, с теми, кому не терпится снести все до основания ради непонятной светлой мечты. А ведь в диалоге простой вопрос многих сбивает. Вот мне сегодня один товарищ говорит: «Сержа все ненавидят». Отвечаю ему: а что, Сефиляна или «храбрых сасунцев» все армяне повально обожают, жить не могут без них? Так и мечтают поменять их в кабинетах на ребят из Республиканской партии? И как Сефилян, например, планирует решать проблемы ЖКХ, тарифов, налогов, пенсий, изоляции республики, военно-технические вопросы? Нет ответа. Одно только «долой!».
«Такие акции станут регулярными»
Армянский журналист, политолог Айк Халатян подчеркивает, что в обществе есть сильное недовольство нынешними властями. Именно поэтому многие люди не осуждают действия захватчиков, а кто-то даже поддерживает их требования. «Подавляющая часть общества не одобряет радикальные методы борьбы. В частности, убийство полковника полиции. Но при этом люди считают, что одним из главных виновников сложившейся ситуации являются действующие власти, из-за действий которых оппозиционные политические силы не могут реализовать свои права в законных рамках и вынуждены идти на такие меры», — сказал Халатян газете ВЗГЛЯД.
Он отметил, что среди захватчиков есть уважаемые в Армении люди, ветераны Карабахской войны. Халатян подчеркивает, что участники группы не признают себя террористами, жизни заложников ничего не угрожает. Таким образом, угроза заложникам может возникнуть в случае попытки штурма, поэтому власть не хочет идти на радикальные шаги и стать возможным зачинщиком кровопролития, которое армянское общество воспримет негативно.
«Надо понимать армянскую специфику. Это монорелигиозная страна. В стране нет террористической угрозы, поэтому для людей подобные акции непривычны. Общество не хочет, чтобы погибли люди, как с той, так и с другой стороны. Многие надеются, что конфликт удастся решить мирно. Ситуация патовая. Обе стороны ожидают, что кто-то не выдержит. Логика властей понятна: они могут ждать, потому что надежды участников захвата на то, что их акция станет искрой, от которой начнутся массовые акции против властей, не оправдались. Хотя надо отметить, что власти начали действовать на опережение. Многие гражданские активисты были задержаны без объяснения причин и без предъявления обвинений», — рассказал журналист.
С другой стороны, власти не намерены идти на выполнение требований захватчиков и тем более не собираются отправлять президента в отставку. «Власть пойдет на штурм лишь в самом крайнем случае, и то, если будет уверена, что не произойдет кровопролития. А пока стороны продолжат изматывать друг друга, стоять до конца без каких-либо радикальных шагов», — прогнозирует Халатян.
Но даже если власть и освободит заложников, то это не разрядит обстановку в обществе: люди не увидят решения социальных проблем. «Люди не видят желания властей решать проблемы. Тенденция, которую мы наблюдаем в Армении, будет повторяться. Население разочаровано властями, у него апатия к политическим процессам, поэтому радикальная часть общества может чаще прибегать к силовым акциям. Уже есть тенденция. В ноябре прошлого года была задержана вооруженная группа, которая не успела предпринять никаких действий. Мне кажется, если не будет кардинальных реформ в стране, если власть не извлечет никаких уроков, такие акции станут регулярными», — предупреждает Айк Халатян.
По материалам
Источник - Русская весна (rusnext.ru)