Гибель Второго Рима: 29 мая 1453 года пал Константинополь
1 января 1970
ТИМАКОВ Владимир
Двадцать девятое мая — траурный день для всего вселенского Православия. В этот день под натиском иноземных орд пал Второй Рим. Прекратила своё существование Византийская империя, на протяжении двенадцати веков служившая центром христианской ойкумены. Утратил своё имя город, названный в честь первого римского императора, объявившего христианство государственной религией.
Одной из причин трагедии, свершившейся 29 мая 1453 года, было огромное численное превосходство турецкой армии над защитниками Константинополя. Армия, собранная Мехмедом Вторым (в рядах которой были не только мусульмане, но и европейские любители грабежа), в несколько раз превышала численность населения города, включая малых детей и дряхлых стариков. Для штурма древних крепостных стен были применены орудия таких калибров, сравниться с которыми могла только созданная пятью веками позже «Большая Берта». Но даже при двадцатикратном перевесе осаждающих гарнизон Константинополя смог героически продержаться два месяца, отразив многие атаки и приступы.
Второй причиной называют предательство западных христиан. Рассчитывая на их помощь, Византийский император убедил Патриарха Константинопольского принять унию с католическим Римом, отказаться от чистоты Православия и признать главенство Папы. Однако никакой значимой помощи своим новоявленным единоверцам католики не оказали. Венецианский флот стоял в Эгейском море, выжидая, как сложится обстановка (ни дать, ни взять поведение США во Второй Мировой войне). Остальные европейские державы даже не привели в движение свои армии. Чудеса храбрости проявили лишь отдельные итальянские добровольцы, связанные с генуэзской и венецианской общинами Константинополя, — но подвиг одиночек ничего не мог изменить.
Уния ничуть не оправдала себя в мирской политике. Наоборот, в сакральном смысле униатский Константинополь потерял ценность своего дальнейшего существования. По убеждению верующих, Бог мог спасти Византию как центр Православного мира — как периферия мира католического великий город был уже не нужен. Поэтому, когда несколькими десятилетиями позже русский инок Филофей напишет: «Два Рима падоша…», под падением он будет иметь в виду не столько взятие Константинополя турками, сколько заключение унии с Римом, — после чего оброненную хоругвь мирового Православия подняла Москва.
И всё же третью, главную причину падения следует искать внутри Византийской ойкумены. Под натиском с Востока и с Запада Православный мир не проявил должного единства. Болгары, сербы, грузины, греки — все эти мужественные и боеспособные в ту эпоху народы оказались разобщёнными перед лицом завоевателей. Единства не было и внутри самой Византии. Нельзя забывать, что закат империи начался с первого падения Константинополя в 1204 году, когда городом овладели не мусульмане, а участники Четвёртого крестового похода.
Успех западного нашествия был обеспечен расколом внутри византийской элиты, часть которой рассчитывала с помощью католического воинства укрепить собственные политические позиции. Приглашение европейских арбитров для решения внутренних династических споров завершилось распадом империи на полвека, после чего восстановить силы Византия уже не смогла.
Трагические уроки утраченного нами Второго Рима совершенно своевременны. Междоусобные распри внутри православных народов ослабляют нас.
Приглашение западных арбитров для решения наших внутренних проблем губительно. Расчёт на западную помощь в случае иноземной агрессии — пустая мечта. Только единство вокруг ценностей собственной цивилизации позволит избежать судьбы поверженного Константинополя.
Источник - Русская весна (rusnext.ru)