Медиа Пульс » Главные новости » Огромная ответственность власти: управление страной без нравственных ориентиров ведёт в пропасть

Огромная ответственность власти: управление страной без нравственных ориентиров ведёт в пропасть

26 мая 2022
20.12.2021 - 5:00

«Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?» (Книга пророка Исайи, 10: 1-3). Посвящается всем власть имущим в назидание событий 1917 и 1991 гг.
Часть I
О проповеди личной и общественной
Священное Писание содержит все необходимое для человека — не только личного, но и для государства в целом, детализируя его основные законы.
В книге Второзакония содержался практически полный свод законов в рамках того времени. Многие из них актуальны по сей день.
Притчи Соломона содержат поучения на все основные случаи жизни, адресованные как простым смертным, так и царям и власть имущим мира сего.
И писал их Соломон — не только пророк, но и царь. И Псалмы Давида, также пекущегося о благочестии, написаны Давидом — пророком и царем. Пророки Исайя, Иеремия и многие другие пророчествовали не только народу, но и царям.
Ветхий Завет наполнен предписаниями относительно не только личного характера, но и общественной жизни, управления государством и даже социальной справедливости. Новый Завет развивает и дополняет все эти нормы. Все они поражают своей мудростью.
Но если мы обратимся к богословской науке, то обязанности власти не нашли в ней должного освящения, возможно, в силу исторических причин, традиций отношений Церкви по отношению к государству и самой предметности.
Например, мы имеем прекрасный труд Святителя Филарета Московского (Дроздова) «Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных», в котором много говорится об установлении, божественном управлении властью, о самодержавной власти, о почитании царя, обязанностях подданных, но об обязанностях самой власти по отношению к своим подданным говорится мало.
Однако в Ветхом Завете и соответствующих толкованиях Св. Отцов данная тема освящена более чем подробно. То же самое мы видим в миссионерской работе Церкви.
Если предписания относительно личной жизни всячески освящается и проповедуются, то в отношении предписаний жизни общественной такого освящения не происходит. И это очень опасный синдром, который несет огромные риски для нормального функционирования и существования государства.
Ибо как говорит Господь: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:1).
Нет никакого исключения — Слово Божие объемлет абсолютно (!) все и учит нас везде всякому благу и добру.
Как пишет св. мученик архиепископ Андроник Никольский: «Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни, нет, мы — христиане — в мире живем и из этого мира до времени, определенного Творцом, выйти не можем (1 Кор. 5; 10)… нам вовсе не безразлично, — что совершается в гражданском нашем быту, ибо… тот или иной строй, те или иные порядки жизни могут содействовать или препятствовать делу спасения…»
Действительно, государство, осуществляя управление культурой, образованием, воспитанием детей, правом (которое в первую очередь явно мотивирует людей уклоняться от зла), имеет огромное отношение к духовности общества, формированию духовно-нравственного облика людей, формированию их благоприятного или негативного отношения к религии и Церкви, а следовательно, пусть и косвенно — к делу спасения людей.
И таких примеров масса — государство и народ Израиля, который по-прежнему не принял Христа; многие мусульманские страны, где христианство фактически вне закона; Римская империя до и после величайшего св. равноап. Константина Великого, который даровал христианству свободу, сделав его затем государственной религией; безбожный СССР, который вел войну на уничтожение Церкви; фашистская Германия, государство и народ которой предался национализму и язычеству и совершил невиданные преступления против человечества и т. д. и т. п.
Именно поэтому для нас особенно важно изучать наследие Св. Писания и Св. Предания, которое посвящено обозначенным выше вопросам, чтобы горестные ошибки истории более не повторились!
Не будем забывать, что хотя Спаситель пришел в мир именно для личного спасения людей, но его учение, христианство, сыграло ведущую роль в деле социального прогресса, изменив мир до неузнаваемости — и этот процесс идет непрерывно (!)
Приведем крайне важное мнение митрополита Иллариона (Алфеева):
«Ни одна личность в истории не оказала такого влияния на духовно-нравственное развитие человеческого общества, как Иисус Христос.
При полном отсутствии у Него каких-либо черт социального реформатора, Его учение с течением веков стало причиной глубоких, радикальных изменений во всей системе взаимоотношений между людьми — не только на уровне личной нравственности, но и на социальном уровне.
Иисус не призывал к отмене рабства, но именно благодаря христианскому пониманию природного равенства между людьми рабство было в конце концов отменено.
Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, но именно благодаря христианству человеческое сообщество создало те правовые механизмы, которые сегодня лежат в основе жизнедеятельности многих государств.
Иисус не был борцом за социальные права, но именно на христианском учении базируется то понимание прав человека, которое позволило женщинам и детям стать полноценными членами общества, позволило искоренить неравенство в общественных правах, дискриминацию по национальному и расовому признакам и многие другие дефекты общественного устройства, характерные для древнего мира».
Прежде чем обратиться к непосредственному предмету изложения, необходимо сделать несколько шагов, сказав о том, зачем написан и кому адресован этот материал, затем сказать несколько слов об причинах возникновении государства и потом уже перейти к предмету исследования.
Значение нравственной проповеди для власть имущих
Во все времена власть имущие подвергаются самым страшным соблазнам. Известно, насколько Петр I был принципиален и строг к злоупотреблениям своих подчиненных. И как-то, слушая в Сенате доклад о хищениях высших должностных лиц государства, император пригрозил обнародовать указ об особо жестких мерах к чиновникам.
Однако генерал-прокурор Ягужинский заметил: «Разве вы, ваше величество, хотите остаться без подданных? Мы все воруем, только один больше и приметнее, чем другой».
И Петр отказался издать такой указ, хотя и строго преследовал казнокрадов — однако и это (!) не смогло решить проблему воровства и коррупции.
Прекрасно обозначил эту проблему наш великий министр Петр Столыпин: «Там, где деньги — там дьявол. Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу».
Из сказанного выше и из эпиграфа статьи следует, что государство и его служащие особенно остро нуждается в духовном просвещении. Самое страшное, если это люди не имеют крепкой веры. Тогда жди беды.
Очень интересно сказал на эту тему известный экономист и журналист М. Леонтьев (ныне пресс-секретарь и вице-президент «Роснефти»):
«Мне бы очень хотелось, чтобы вся наша элита была православной… рано или поздно так и будет. И ещё, самое главное: государственный человек… должен сознавать, что его деятельность должна быть именно службой, служением. Россия — страна, стоящая перед колоссальным количеством… вызовов. Нам предстоит много воевать. И элита — это воины, которые должны быть готовы пожертвовать своей жизнью. Жертвовать жизнью за Отечество — это их главная привилегия».
Современная система создала колоссальные возможности для обогащения государственных служащих и всех лиц, приближенных к государству. Не всем понятно, что взять с собой это никуда не получится и, что более страшное, может лечь на душу бесконечной ношей, тянущей ее в бездонную бездну.
На государственном канале «Россия 24» показывали репортаж о деяниях депутатов, которых лишили неприкосновенности, и после чего многие покинули нашу страну.
Иногда, (!) согласно официальной справке ТАСС, счет идет на миллиарды рублей на одну персону! Они были не наши — чужеродные государству и народу — таков и итог.
А ведь по определению это должны быть лучшие и мудрейшие мужи государства. Откуда все это?
Посмотришь репортажи ТВ — осудили того, другого, вот еще и еще: конца и края нет. Может нужно что-то еще? Может, люди с детства должны не только учиться читать, но и сразу изучать Закон Божий? Реформы, возможно, нравственная оценка и активная общественная проповедь со стороны Церкви, в том числе со стороны ее иерархов?
Зададим себе лично — честно и откровенно — крайне непростой вопрос: «А как бы мы на месте некоторых чиновников — так же, по чуть-чуть, или по чести, как хочет Бог?»
Да Церковь не должна и не может прямо вмешиваться в дела государства. Но должна ли она «молчать»?
Во все времена важна не только личная, но и общественная проповедь. И здесь важно идти точно «по лезвию бритвы».
В этом смысле очень интересной была дискуссия, начатая Протоиереем Алексеем Уминским в 2011 г. («Немолчащая Церковь»).
Церковь всегда находится между двух полюсов: государством и обществом. Во все времена у государства всегда возникает соблазн использовать Церковь как политический инструмент с целью упрочить свои позиции в глазах народа.
Напротив, общество, понимая, что за Церковью стоит Бог, т. е. Высшая Правда, всегда ищет в Церкви поддержку в самые нелегкие времена.
Чуть более чем за 100 лет с 1917 г. Российская империя успела упасть, распасться, но Божьим промыслом вновь восстановиться, выиграть Вторую мировую войну, стать вторым полюсом мира, снова распасться в 1991 г. и вновь подняться, но уже в «усеченном» виде. Почему это происходит и что будет дальше?
Посмотрим, что написал про причины революции наш великий писатель Александр Солженицын:
«Стояла Россия веками — и дремалось… это была дремота всего… привилегированного класса… Этот класс, столько получивший от России за столетия, и всё авансом… дремал, беззаботно доживая, без деятельного поиска, без жертвенного беспокойства… Правящий класс потерял чувство долга… государственное сознание наиболее покинуло его…
Но и при всём том на краю пропасти ещё могла бы удержать страну сильная авторитетная Церковь. Церковь-то и должна была создать противоположное духовное Поле, укрепить в народе и обществе сопротивление разложению… Духовенство синодальной церкви, уже два столетия как поддавшееся властной императорской длани, — утеряло высшую ответственность и упустило духовное руководство народом».
И вот уже второе по мощи государство мира — великий СССР, — пораженный духовным кризисом, канул в небытие в течение трех дней августа 1991 г. Совершена «реставрация».
Но цена слишком высока, потому что наши братья по крови остались в чуждых Русскому Миру государствах.
Казалось бы, мы везде — и в России и вне нее — способны (!) совершить невиданный прорыв, но «невидимая рука рынка» почему-то работает не в ту сторону.
О причинах возникновения государства и его роли
Согласно социальной концепции РПЦ, Государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом.
В то же время необходимость государства вытекает не непосредственно из воли Божией о первозданном Адаме, но из последствий грехопадения и из согласия действий по ограничению господства греха в мире с Его волей.
Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства (Рим. 13. 3-4).
Но очевидно, что человек продолжает платить за свое грехопадение, и жизнь его на этой земле полна скорбей. Как писал Владимир Соловьев («Оправдание добра»): «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он — до времени не превратился в ад», «…право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла».
Согласно социальной концепции РПЦ, «…возникновение земного государства должно быть понимаемо не как изначально богоустановленная реальность, но как предоставление Богом людям возможности устраивать свою общественную жизнь, исходя из их свободного волеизъявления, с тем, чтобы… избежать еще большего греха через противодействие ему средствами мирской власти».
Теперь можно переходить к предмету исследования.
История возникновения требований к носителям государственной власти
История возникновения государственной власти у еврейского народа, согласно Библии, восходит к решению пророка Моисея делегировать свои полномочия для облегчения управления народом, так как общество стало слишком многочисленным (Втор.1: 16-18):
«И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, [разумных] и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим.
И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его.
И дал я вам в то время повеления обо всем, что надлежит вам делать».
Из этого отрывка мы видим, что Моисей повелел создать систему управления и судебной власти из лучших представителей народа («мужей мудрых, [разумных] и испытанных»), которым повелел вести все дела с точки зрения справедливости («судите справедливо»), как если бы это был суд Божий («ибо суд — дело Божие»), при этом суд должен быть равным как для граждан, так и иноземцев («выслушивайте братьев ваших… так и пришельца его»), а также не взирая на положение гражданина («не различайте лиц на суде»).
И далее ниже мы видим фактическое повторение этого назидания (Втор.6: 18-20):
«Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным; не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе».
Этот посыл повторяется во многих местах Св .Писания, например (Пс.81:2-5):
«Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?

Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;

избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.

Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются».
Требования к руководителям государства
Важнейшее требования к властям, государству и народу вообще — следовать вере, предписаниям Священного Писания. Как мы знаем из истории израильского народа, Господь поставил им Царя Саула с наставлением верности:
«Итак, вот царь, которого вы избрали, которого вы требовали; вот, Господь поставил над вами царя. Если будете бояться Господа и служить Ему, и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, то и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего… А если не будете слушать гласа Господа, и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших» (1 Цар. 12. 13-15).
Но Саул поддался соблазнам и слабостям, и Бог дал евреям другого царя — праведника Давида.
Почему власть имеет огромную ответственность перед народом за результаты своей деятельности? Как считает Св. Димитрий Ростовский, «…лицо и сан христианского Царя являются на земле живым образом и подобием Христа Царя, живущего на небесах. Как человек по душе своей — образ и подобие Божие, так и христос Господень, помазанник Божий, по своему царскому сану есть образ и подобие Христа Господа».
То же пишет Преподобный Максим Грек: «Царь есть образ одушевлен Царя Небесного».
Хотя здесь имеется в виду монархическая власть, народ верит в божественное происхождение власти и в божественный промысл о власти и людям.
«Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду». (Прит. 8:15).
По свидетельству Соломона в книге Экклезиаста (10, 16-17):
«Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!»
Согласно толкованию Лопухина А.П., «Царь твой — отрок, т. е. с детским умом, глупый. У Исаии (Ис. 3:12) дурные правители названы детьми и женщинами. Князья твои едят рано, т. е. ведут невоздержную и беспечную жизнь» (ср. Ис. 5:11 и сл.).
Т.е. носитель царской власти должен быть достойным правителем, имеющим благородное происхождение и ведущим достойный образ жизни. Также он должен заботиться о стране, законности в ней, быть разумным, бороться со злом:
«Превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране» (Еккл. 5, 8).
«Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна» (Прит. 28, 2).
«Царь разумный — благосостояние народа» (Прем. 5, 26).
«Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое» (Прит. 20, 8).
«Слава царей — исследовать дело» (Прит. 25, 2).
Руководитель государства в своем управлении опирается на своих подчиненных:
«При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Прит. 11, 14).
«Без совета — предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся» (Прит. 15, 22).
«Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит» (там же, 16, 13).
«Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым» (Прит. 19, 20).
Руководитель государства не может быть слишком молодым, а также должен быть мужчиной:
«Притеснители народа Моего — дети, и женщины господствуют над ним» (Ис. 3: 12).
«И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними» (Ис. 3: 4).
Основные требования к руководителю государства изложены во книге Второзакония (17:14–20):
«Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: „поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня“, то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе.

Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: „не возвращайтесь более путем сим“; и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно.

Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов,

и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля».
Из сказанного видно, что царь должен быть избранником Господа, «которого изберет Господь», не может быть иноземцем («не можешь поставить над собою [царем] иноземца»).
Относительно «не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет». Как пишет протоиерей Николай Соколов в своих лекциях по Ветхому Завету:
«Здесь подразумевается, что конь — прежде всего животное боевое. Евреи до пришествия в Египет не знали лошади и не использовали ее в хозяйстве… И конь является олицетворением воинственности и захватнической политики. Зато с конями израильтяне весьма близко познакомились, будучи в египетской неволе. И в этом смысле умножение коней можно понимать как возвращение в рабство египетское, в рабство греха, в рабство идолослужения. „Господь сказал вам: „не возвращайтесь более путем сим“».
Относительно «не умножал себе жен» по Н. Соколову:
«Т.е. говорится о неких нравственных условиях отправлениях царского служения. Однако умножение жен следует понимать не только прямым образом, но и духовно. Многоженство являлось отличительным признаком быта языческих деспотов, и особенно в чести у них было брать себе жен иноплеменниц. И такое обстоятельство приводило бы к ослаблению веры и благочестия царя и, следовательно, невозможности совершения им того служения, в которое поставляет его Господь Бог, в служение осуществления воли Своей».
 
Далее, «чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно» — речь также идет о нравственной стойкости к корысти и сребролюбии, которая мешает правильно управлять государством.
Как писал Екклезиаст (Соломон): «Любящий деньги не насытится деньгами» (Еккл. 5:9).
И также находим у Соломона:
«Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти». (Притч.10:2).
«Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти». (Притч.11:2).
Царь постоянно должен изучать и соблюдать Закон, установленный Богом («и старался исполнять все слова закона сего», «не уклонялся он от закона ни направо, ни налево»), должен править с уважением к своим подданным («чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его»), чтобы править долго и успешно ему и его наследникам («дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья»).
Как противный случай мы знаем печальную историю царя Саула:
«Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом» (1 Пар. 10, 13).
Как утверждается власть?:
«1) Престол царя утверждается правдой: „Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол“ (Притчи 16:12).

2) Престол царя утверждается милостью и истиной: „Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой“ (Притчи 20:28).

3) Престол царя утверждается правдой, если среди его приближенных нет неправедных людей: „Удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою“ (Притчи 25:5).

4) Престол царя утверждается праведным судом бедных: „Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится“ (Притчи 29:14/).
О тех же самых вещах говорит и пророк Исаия: „И утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию“ (Исаия 16:5).
Таким образом, если царь погружается в неправду, не оказывает людям милости, в то же время не отступая от истины, если круг его приближенных люди нечестивые или неправедные и суд над бедными у него превратный — следовательно его престолу не устоять».
«Так беззаконие опустошит всю землю, и злодеяние ниспровергнет престолы сильных» (Прем.5:24).
Бог является истинным творцом истории, согласно книге Иова (12, 13-25):
«У Него премудрость и сила; Его совет и разум. Что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится. Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю. У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение. Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми. Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их; князей лишает достоинства и низвергает храбрых; отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла; покрывает стыдом знаменитых и силу могучих ослабляет; открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную; умножает народы и истребляет их; рассевает народы и собирает их; отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути: ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные» (Иов. 12: 13-25).
Читайте также: Знаменитая русская актриса ушла в монастырь (ФОТО)
Александр Одинцов, специально для «Русской Весны»

Источник - Русская весна
Пожаловаться
Автор: mediapuls
Прочитали - 38
Распечатать
Комментировать